Логотип газеты Автоспорт
Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки

ВАЗ-21103 ТМС: солнечный зайчик.

На эту машину трудно не обратить внимание. Она, как солнечный зайчик на стене, выделяется из серого потока автомобилей. Ее формы, плавные и агрессивные одновременно, интригуют. Внешность куда более гармонична, чем у стандартной конвейерной «родственницы». Но внешность не главное в этом автомобиле. И, забегая вперед, даже не ездовые качества — весьма, кстати, достойные. Главное, что ВАЗ-21103 ТМС — первый серийный тюнинговый автомобиль в нашей стране.

Аббревиатура ТМС расшифровывается как Торгмаш МоторСпорт. Тольяттинская фирма первой решила перейти от индивидуальных заказов на доработку стандартных машин к мелкосерийному производству «горячих» вазовских седанов. Именно так поступают многие «придворные» тюнинговые ателье в Германии: AMG, Abt, Alpina… Установка стандартных комплектов оказывается выгоднее работы по индивидуальным заказам, при которых и без того немалая стоимость тюнинга еще более возрастает из-за неизбежных подгонок и настроек.

Неудивительно, что именно Торгмаш открыл новую страницу развития тюнинга в нашей стране. Среди фирм подобного профиля тольяттинцы имеют, пожалуй, самую мощную производственную базу и давно уже выпускают мелкими сериями амортизаторы, шестерни КПП, а также гоночные двигатели, которые пользуются популярностью во всех видах автоспорта. Немалое значение имеют, конечно, и тесные связи с заводом-производителем.

Но сначала нужно было всесторонне продумать конструкцию будущего «горячего» седана. На этом этапе были поставлены несколько основных условий. Во-первых, автомобиль должен реально отличаться по своим характеристикам от «стандарта», чтобы покупатель мог почувствовать, за что он платит деньги. Но при этом цена «горячей» шестнадцатиклапанной «десятки» не должна превыcить 10 тысяч долларов. Более высокая стоимость отпугнет покупателей, а за меньшие деньги, как показывают и наши тесты, проблематично выполнить первое условие. Торгмашевцы уделили большое внимание инженерной проработке проекта, целью которой было получение максимально высоких характеристик относительно простыми и дешевыми методами. В результате список доработок оказался не так уж и велик, зато каждый пункт в нем просчитан до мелочей. Например, внешность автомобиля, созданная известным стилистом Андреем Рузановым. Обвес, производимый фирмой Техноком, не только красив и оригинален, но и эффективен, ведь он, наверное, единственный прошел полный курс исследований в аэродинамической трубе! Подвеска доработана на основе расчетов инженеров фирмы, при этом практически все изменения свелись к модернизации заводских частей, без использования дорогостоящих ШС’ов и импортных пружин и амортизаторов.

Впрочем, давайте «смотреть товар лицом». Автомобиль легко трогается, не требуя точной работы педалями сцепления и газа — свидетельство того, что и момента на малых оборотах хватает, и трансмиссия просчитана правильно. Если и дальше плавно нажимать на акселератор, следует ровный и спокойный разгон. Но стоит придавить педаль посильнее, и форсированный двигатель издает басовитое урчание, одновременно с которым машина начинает ускоряться совсем не так, как можно было бы ожидать от «десятки». Характер мотора довольно ровный, но после 3000 об/мин ощущается небольшой подхват, и стрелка тахометра живо доходит до 6500 об/мин. Переключать передачи — одно удовольствие: доработанный в Торгмаше механизм переключения обладает отменной четкостью и информативностью. А использование так называемого 11-го ряда КПП, кстати, давно получившего в тюнинговой среде название «торгмашевского», делает езду на этом автомобиле очень удобной, поскольку при переключениях обороты двигателя практически всегда остаются в рабочей зоне. В целом, отдача мотора кажется даже неожиданно высокой для 1600-кубового объема, что подтверждают и наши измерения. Недаром, ох недаром Торг-маш славится своими гоночными моторами…
Подвеску автомобиля, конечно, комфортной уже не назовешь. Зато возросла ее энергоемкость, и взамен комфорта водитель получает отменную устойчивость на любой скорости и почти на любой дороге. Руль стал намного чувствительнее и наполнился реактивным усилием. При этом моторный щит в местах крепления рулевой рейки не дорабатывался, зато между опорами задних стоек появился установленный на болтах усилитель. Торгмашевские инженеры утверждают, что именно он придает кузову дополнительную жесткость на кручение.

Поведение ВАЗ-21103 ТМС в повороте получилось типично «торгмашевским». Сначала машина буквально до последнего цепляется за асфальт, а после демонстрирует выраженную недостаточную поворачиваемость: в пределе плавно соскальзывает передними колесами наружу, а под сброс газа также плавно возвращается на меньший радиус. Вызвать занос задней оси, даже специально, довольно трудно. Такой характер, по мнению создателей, оптимален для серийного автомобиля. Ведь за рулем могут оказаться водители разной подготовки, в том числе и те, для кого занос при сбросе газа окажется неприятным сюрпризом. Ну, а желающим добиться более азартного поведения автомобиля, можно порекомендовать изменение углов подвески и давления в шинах.
Тормоза торгмашевской «десятки» поставили нас в тупик. В штатных режимах они работали прекрасно, позволяя эффективно оттормаживаться даже со скоростей под 150 км/ч — чувствительность и реактивное действие при этом были выше всяких похвал. И вдруг — провал при замерах: тормозной путь при экстренном торможении со скорости 100 км/ч составил более 47 метров. «Разбор полетов» выявил следующее. При резком нажатии на педаль вылезает типичная «болячка» тюнинговых автомобилей — неравномерность тормозных усилий на колесах. В результате одно из задних колес блокируется слишком рано, не позволяя использовать весь потенциал тормозной системы. Кроме того, грань перехода «на юз» оказалась очень тонкая, и даже опытному испытателю было трудно не ошибиться с усилием на педали. Однако владельцам ВАЗ-21103 ТМС беспокоиться, скорее всего, не о чем. По мнению создателей автомобиля и наших экспертов, источником всех бед стал экспериментальный главный тормозной цилиндр — единственная деталь, отличающая эту машину от остальной серии.

А она, серия, выходит не такой уж и мелкой. С начала года Торгмаш смог продать уже около ста ВАЗ-21103 ТМС, причем цифра эта ограничена в первую очередь производственными мощностями фирмы. Клиент заказывает автомобиль, вносит предоплату в размере стоимости базовой модели и не больше чем через неделю забирает готовую машину. На все свои детали и агрегаты Торгмаш дает гарантию на полгода или 25 тысяч километров пробега. К сожалению, заводская гарантия при этом не сохраняется. Но в тех городах, где у тольяттинской фирмы есть свое представительство (например, в Москве), гарантийный ремонт и обслуживание осуществляется его силами.

А если позволить себе помечтать, то ведь эта машина вполне могла бы выпускаться и на заводе. К примеру, в опытно-промышленном производстве АвтоВАЗа, под наименованием Lada 110 GTI… И цена в таком случае могла бы упасть тысяч до восьми. И спрос, надо думать, был бы намного выше, чем на ВАЗ-21106, у которой одно достоинство — опелевский мотор. Солнечный зайчик вместо желтой акулы.

Мечты, мечты…

Валерий АРУТИН
(Автоспорт №8’2001)

Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки
Copyright © 2000-2024, Журнал «Автоспорт».
Использование материалов - только с разрешения редакции.