Логотип газеты Автоспорт
Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки

Поедем на ралли Финляндия?

Когда-то казалось, что попасть на Гран При или этап чемпионата мира по ралли совершенно нереально. А сегодня русскую речь все чаще можно услышать на трибунах автодромов и у обочин раллийных трасс. До ближайших к нам этапов мировых серий — Гран При Венгрии и финского Neste Rally — рукой подать. Но все же раллийным болельщикам повезло больше, ведь, в отличие от скучноватого Хунгароринга, финское ралли — это классика жанра: гонка с более чем полувековой историей, в стране, где ралли — национальный вид спорта…
Текст: Антон Борисенко

Если ралли вам не безразлично, эту гонку надо увидеть хотя бы раз в жизни. На ее фоне меркнут все другие этапы WRC. Только здесь машины несутся по гравийным дорогам на скоростях далеко за 200. Только здесь они совершают головокружительные сорокаметровые прыжки — не зря ведь Neste Rally называют «ралли 1000 трамплинов». Только здесь вы увидите, как мчатся в своих владениях короли раллийных грунтов — «летающие финны». Одним словом, ралли 1000 озер (а именно так оно называлось более 40 лет) — событие культовое.

А ехать до него, если разобраться, не так далеко. 1400 километров от Москвы, 600 — от Питера. Не больше, чем до входящего в чемпионат России ралли Сочи. К тому же, немалая часть этого пути проходит по хорошим европейским дорогам. Так что «технически» игра стоит свеч.

Планируем заранее
Когда этот номер Автоспорта поступит в продажу, до старта финского ралли останется немногим больше месяца. Если вы решите последовать нашим советам и соберетесь ехать, советуем вам приступать к подготовке немедленно. Дело в том, что принимающий ралли 200-тысячный городок Ювяскюля в дни проведения гонки всегда переполнен. Собственно, забронировать место в городских отелях становится нереально уже… через 3—4 месяца после окончания предыдущего ралли. Если вам повезет — сумеете найти номер в одном из отелей или пансионатов в окрестностях Ювяскюля. Популярной является аренда 6—8-местных коттеджей — удобный и типичный для Финляндии способ остановиться, однако имейте в виду, что во время гонки цены на аренду ползут вверх…

В последние годы организаторы ралли официально предлагают на своем Интернет-сайте новую услугу — аренду комнат в частном секторе. Совсем как агентства и «бабушки» на наших курортах. Возможно, вариант и интересный, но поделиться подобным опытом с нами пока было некому.

Можно поискать туристическое агентство, предлагающее услуги по организации выездов. Туры различаются по цене в несколько раз: от 300—400 долларов при «бюджетном» расселении до 900—1000 за номер в гостинице в центре Ювяскюля. Чем раньше вы озаботитесь приобретением тура, тем лучше. Обычно группы начинают набирать в июне. Финская виза оформляется достаточно быстро и недорого (в пределах 40 евро вместе с медицинской страховкой).

Если же все-таки принято решение всем чертям назло ехать на своем автомобиле, то вся остальная часть этой статьи — именно для вас.

Семь раз отмерь, один раз — не забудь!
Отправляясь в Финляндию, первым делом трезво оцените состояние вашего автомобиля. На въезде к северному соседу вполне возможно нарваться на контроль этого самого состояния. Проверять уровень СО у вас вряд ли будут, но если машина внешне производит не самое приглядное впечатление, вполне можно оказаться на стенде для проверки тормозов (в том числе — и ручного). Упаси вас Господь поехать на зимней, пусть и растерявшей шипы, резине. В Финляндии использование летних и зимних шин строго регламентировано — упрашивать будет бесполезно. Летние шины должны иметь надлежащее состояние протектора — рисунок не менее 4 мм глубиной. Недооценивать «опасности» технического контроля не стоит — финны абсолютно хладнокровно разворачивают незадачливых автотуристов и отправляют их восвояси.

Оставьте дома радар-детектор — сэкономленные по дороге до границы полтинники и стольники выйдут боком. В Финляндии радар-детекторы запрещено не то что использовать — просто иметь в автомобиле, и ищут их таможенники с особым рвением. Последствия находки — конфискация злополучного устройства, штраф под сотню долларов и гарантированные проблемы с получением въездной визы на год.

Еще одна тонкость, о которой просто забывают в суете. Те рукописные доверенности, к которым мы привыкли за последние годы, при выезде за границу «не катят». Наши не выпустят. Придется озаботиться нотариальным заверением доверенности, радуясь лишь тому, что ее перевод на иностранный язык не обязателен — финнов ваше право на управление конкретным транспортным средством не волнует ровно до тех пор, пока оно не обнаружится в базе Интерпола. Впрочем, тогда вы пойдете пешком уже от границы, и хорошо, если не в наручниках.

«Наши баксы» в Европе нынче не в моде — купить евро лучше еще дома. В Финляндии однозначно проиграете на курсе.

Не поленитесь заглянуть на сайт Neste Rally — www.akkry.fi. Общая программа, расписание спецучастков и хотя бы приблизительные карты не помешают никогда. Неплохо разведать через все тот же Интернет, какую обещают погоду, — может быть и яркое солнце, и противный дождь. Кроме соответствующей одежды стоит захватить с собой складную табуретку — иногда выстаивать в ожидании подхода «боевых» машин приходится по часу-полтора.

И, кстати, не забудьте медицинскую страховку — ее тоже могут проверить…

Особенности национального автомобилизма. Россия
Как ни верти, но все дороги в Финляндию ведут через Питер. Въехав с Московского шоссе, на первой же большой площади (не доезжая до воздевшего длань Ильича, на первом светофоре со «стрелкой») уходим направо и едем по главной дороге, пока не пересечем Неву. Спускаемся с Володарского моста «направо-направо» — и мы на набережной. Не считая небольшого объезда в районе Финляндского вокзала, поворачивать теперь долго никуда не надо.

Трасса Скандинавия в последние годы уже не балует режимом автомагистрали, ограничение скорости — как на любой загородной дороге: 90 км/ч. При этом один-два стационарных радара и пара-тройка милицейских машин (часто без спецраскраски), «стреляющих» с ходу, — явление вполне обычное.

Около поста ГИБДД на въезде в Выборг можно приобрести «грин-карту», страховой полис гражданской ответственности, без которого выехать за границу тоже нельзя. Стоимость — 400—600 рублей. Последний шанс заправиться «за дешево» — в Выборге, на площади около вокзала, или сразу же за Выборгом, после первого «уровня» пограничного контроля. Старая «контейнерная» заправка на берегу Сайменского канала у магазина Duty Free, ликвидирована.

Итак, Выборг позади, и миновав первый «кордон» пограничников (простая проверка паспортов) — выбираем на развилке правую дорогу. Если раньше можно было думать, что современный таможенный пост в Торфяновке компенсирует затраты по времени на небольшой крюк, то с открытием такого же терминала в Брусничном «правый» путь на Лаппеенранту стал однозначно удобнее.

Мытарства…
Прохождение российской границы — обычная лотерея. Можно проскочить за полчаса, можно зависнуть в очереди на все шесть. Радует одно — на ралли разумно ехать в среду, а это — не пиковый день на границе. Пересменка на таможне — в восемь утра и восемь вечера. Иногда перед сдачей смены таможенники пропускают машины в ускоренном темпе, иногда — за время пересменки набирается очередь на несколько часов.

«Мытарь», как известно, — старое название таможенника. Закономерность при переходе российско-финской границы простая. В ту сторону наши пропускают без проблем, зато финны — весьма придирчивы. В обратную — наоборот. Впрочем, если вы не собираетесь «подчелночить», никаких особых проблем ожидать не стоит…

Святое правило нашего человека — чтобы «с собой было». Быть может не более 1 литра «крепких» напитков (более 22 градусов) или двух литров «некрепких» и еще двух литров шампанского. Компенсировать потери можно пивом — его разрешено провозить аж 16 литров на человека. А вот модные «баночные» коктейли и прочие джин-тоники приравнены к… крепким. Если же вы едете на пару-тройку дней (то есть виза у вас менее чем на 72 часа), то провоз спиртного вообще запрещен.

Ревностно относятся финны и к провозимому топливу. Формально помимо того, что в баке, можно брать с собой не более 10 литров. Реально — к не долитой до самого верха двадцатилитровой канистре (то есть литров 15—17), скорее всего, претензий не возникнет. При том, что в Финляндии цены на топливо европейские — около 1,2 евро за литр, — подумать о запасе стоит.

На таможенном переходе, кстати, имеет смысл прикупить свежие издания карт и справочников — вдруг пригодится. Там же всегда публикуются телефоны экстренных служб.

Особенности национального автомобилизма-2. Финляндия
Первое и главное: в Финляндии следует строго соблюдать скоростной режим. Он здесь один из самых жестких во всей Европе: 50 км/ч в населенных пунктах, 80 — за городом. Контроль скорости чаще всего ведется из ничем не примечательных движущихся автомобилей. Лимит превышения — не более 7 км/ч. Сигналить фарами о радаре вам никто не будет, а «влетите» — мало не покажется: около 80 долларов за лишние 10 км/ч и вновь гарантированные проблемы с визой минимум на год.

Не рекомендуется привычная многим нашим «дерганая» езда, обгоны через сплошную осевую и встраивания между близко идущими машинами. Законопослушный финн может запросто набрать по мобильному номер полиции и банально «сдать» вас.

Зато можно вполне насладиться очень неплохим состоянием дорог, четкой разметкой и осознанием того мало известного у нас факта, что если не лезть к перекрестку по встречной и обочине, то пробки не создается, а очередь движется достаточно быстро. Впрочем, о пробках немного позже.

Ценители строгого северного ландшафта оценят красоту центральной Финляндии. Скалистые выступы, невысокий лес, ухоженные деревеньки… А когда среди деревьев все чаще начнет поблескивать гладь воды — значит, вы прибыли в край тысячи озер… Четыре сотни километров от границы до Ювяскюля обычно протекают достаточно быстро.

У цели. Предупрежден — значит вооружен!
Конечно, официально ралли стартует в четверг. Конечно, вполне можно пропустить стартовый «суперэтап» — параллельную гонку в пригороде Ювяскюля — и начать просмотр с первых «настоящих» лесных спецучастков, в пятницу с утра. Но добрый совет: не пожалейте времени на рекогносцировку.

Приехать лучше заранее, чтобы уже четверг с самого утра посвятить ралли. «Гурманы» вряд ли упустят возможность посмотреть шейкдаун — тестовый участок, на котором настраивают свои машины пилоты заводских команд. В любом случае — загляните в штаб ралли. Он находится в Ювяскюля и размещен в выставочно-деловом центре Paviljonki. Кстати, в нынешнем году здесь будет находиться и единственная на всю гонку сервисная зона.

В штабе первым делом стоит приобрести трехдневный Rally Pass, дающий возможность прохода на все спецучастки «оптом». «Универсальный» пропуск быстро окупит себя: «поштучно» при входе на спецучастки придется платить по «червонцу», современный же формат позволяет смотреть по три, а особо упорным — и по четыре допа в день. Еще некоторую сумму имеет смысл отдать за программу ралли. В ней на английском публикуется расписание, базовая информация о гонке, список участников и, конечно же, карты, потрясающие своей информативностью. На них обозначены интересные места (порой — с комментариями известных пилотов), схемы подъезда; есть и огромная (на двух сторонах) общая карта ралли.

Оставлять «на потом» покупку билетов и карт не стоит. На спецучастках ни карты, ни общие пропуска не продаются. Только разовые билеты, кофе и неизменные финские «гоночные» жареные сардельки, которые к концу ралли вы уже начнете тихо ненавидеть…

Из обязательных покупок — пожалуй, все. Но любители сувениров наверняка проведут часок, выбирая кепки, свитера, футболки, куртки в ралли-шопе. А потом — еще столько же в каждом из магазинов любимых команд. Если повезет, истинные ценители ралли смогут в эти предстартовые дни успеть ухватить раллийный ежегодник знаменитого британского журналиста Мартина Холмса с потрясающими фото и подробнейшей статистикой.

Кстати, в штабе ралли можно купить еще одну небесполезную вещь — миниатюрный радиоприемник, настроенный на волну «Ралли-радио». Прямой репортаж о гонке идет практически непрерывно, с периодическими вкраплениями результатов и особо важных новостей на английском языке. На ралли очень приятно быть в курсе событий: ты стоишь на спецучастке и узнаешь, какое место на финише занял только что пролетевший мимо тебя экипаж. Можно также подписаться на рассылку SMS-результатов — за небольшую сумму (в пределах 10 евро) на ваш телефон будут присылать сообщения после каждого спецучастка.

Нелегкая это работа…
Да, быть настоящим болельщиком непросто! Масштабы действа впечатляют. Три дня — три круга ралли (стартовый этап пока не в счет). К северу от Ювяскюля гонка уходит километров на 50—80, а «южная петля» — и вовсе на полторы сотни. Кстати, именно сюда приезжает множество болельщиков из одного из крупнейших городов Финляндии — Тампере. Это стоит учесть, планируя свои передвижения, — количество зрительских машин из Тампере добавляет загруженности подъездных дорог и парковок.

Советуем планировать маршрут заранее. Вариантов проезда от одного спецучастка к другому немного, но вот время рассчитать стоит. Потраченный накануне вечером час штурманской работы сэкономит назавтра немало времени и нервов.

Если вы непременно хотите посмотреть суперэтап — парную гонку на ипподроме Killeri (а хотя бы разок сделать это стоит непременно), — то при нынешнем формате ехать туда надо в первый день. Прибыть лучше с большим запасом по времени — из-за аншлага, скорее всего, придется пройти несколько километров пешком.

Остальные же дни можно посвятить «лесным» спецучасткам, главному украшению любого ралли, а уж этого — и подавно. И вот тут вы поймете, что ралли в Финляндии — действительно национальный вид спорта. Это у нас порой можно и не заметить, что где-то рядом проходит гонка. А тут — к трассе стягиваются тысячи машин, мотоциклов, десятки и сотни тысяч болельщиков. Соответственно, среднюю скорость при расчетах следует закладывать очень маленькую — не более 20 км/ч.

Ближе к спецучастку нужно найти место для парковки. Паркуйтесь там же, где все, и будьте готовы к тому, что до трассы придется идти 20—30 минут. Не стоит пытаться подъехать поближе — там мест уже точно нет. Психика русского человека в этот момент подвергается непривычному испытанию, но нужно понимать, что если все полезут вперед, то просмотр в этот день закончится и перейдет в долгое выползание из безнадежной пробки. Бросать машины как попало здесь не принято — если вдоль дороги, то в один ряд, если на специально выделенной площадке — то под руководством хозяина этой площадки или кого-то из персонала ралли.

Одним из классических «засадных» мест является подъезд к спецучастку Vaheri со стороны моста. Парковаться там негде, до трассы — километров пять, а когда подходишь — обнаруживаешь невероятное количество зрителей, и до места, где можно хоть что-то увидеть, нужно пройти еще километра два-три. Особого смысла ехать в это место нет, несмотря на его «супермодность» — здесь трасса проходит чуть ли не по границе семейных владений Юхи Канккунена.

В нынешнем сезоне в маршрут вернулся спецучасток Ruuhimaki — один из наиболее красивых допов гонки. Припарковавшись на огромной площадке у заправки (забита будет, впрочем, и она) и пройдя километра полтора-два, вы сможете увидеть несколько потрясающих трамплинов, отрыв на которых происходит на скорости около 140 км/ч!
Да, ходить придется много. Дороги, используемые для самого ралли, перекрываются так рано, что проехать по ним не стоит и рассчитывать. Где-то за час до прохода первого автомобиля замирает движение и на ближних подъездах. Участков, где на автомобиле можно подобраться к интересному месту хотя бы метров на 500, не так много, и не вам, увы, быть там «самым умным» и самым первым. Так что прогулки по 2—3 километра в один конец — явление нормальное. Утешайте себя тем, что вы подобрали себе удобную обувь, а в конце пути вас ждет зрелище экстра-класса.

Едут!
Если приехать часа за полтора, то можно застать момент, когда по трассе проскочат два десятка «грэвелов» (gravel crew) — «разведывательных» экипажей, которые есть у каждого из заводских. В их задачу входит последняя проверка стенограммы и внесение оперативной информации (здесь накопали колею, тут — не просохла лужа). Автомобили, не несущие никаких наклеек, идут в достаточно бодром ритме, но это еще не гонка.

За час до старта первого экипажа начинается проезд машин организатора. Кто есть кто, можно разобрать по наклейкам на бортах: служба дистанции, наблюдатели FIA, служба безопасности…

Но вот над лесом разносится истошный вой полицейской сирены. Это идут нулевые экипажи. Причем если «первым нулем» может идти просто полицейская машина (кстати — иногда… с каркасом безопасности!), то второй ноль — уже автомобиль спортивный. А третий — и неплохой спортивный. За рулем которого, как правило, — опытный спортсмен. Идет он в том ритме, который у нас часто показывают в ведущей группе, так что создается впечатление, что ралли уже началось.

Но это не так… Настоятельно советуем не расслабляться в оставшиеся минуты, иначе первый эффект будет смазан! Лидирующую группу, как правило, «ведут» вертолеты телевидения, они летят низко над дорогой, поэтому хриплый отстрел боевого мотора может и потонуть в шуме винтов. И когда нечто выскочит из-за поворота или взлетит над гребнем трамплина — для зрителя-новичка это будет шок!

Да, вы можете быть опытным болельщиком на «национальном» уровне. Возможно, вы десятки раз видели, как мимо проносятся машины наших лидеров. Но на этапе мирового чемпионата, это, извините, не значит ничего. Национальные чемпионы (!) здесь будут ехать во втором, а то и в третьем десятке. Это не их вина, и не их неумение. Просто заводские пилоты и заводская техника — это другая лига, другая весовая категория. Заводской «уорлд ралли кар» и те же машины с той же аббревиатурой WRC, но в «клиентской» спецификации — две весьма большие разницы. А пилоты?

Эстонец Маркко Мартин после первых гонок в заводской команде жаловался: «Как же непросто менять психологию: перестать беречь технику и ездить посередине дороги!» Да, заводские пилоты нацелены на результат, на максимум, на запредельное. Для них дорога — это сама дорога, обочина, немного канавы, а для особо отмороженных типа Колина МакРея — иногда и то, что за канавой. В общем — вы это увидите сами, добавить стоит лишь одно. К этим траекториям и к этим скоростям следует относиться с большим уважением. Не рассчитывайте на свое представление о законах физики — для лучших мировых раллистов они действуют несколько иначе. И если где-то натянута ленточка, то она не зря натянута именно там, а не на пять метров ближе к дороге. Поверьте, зрелища с лихвой хватит везде!

Must see
Практически все спецучастки финского ралли имеют свою историю и интересны по-своему. Однако есть и «самые-самые». Один мы уже упомянули — это Рууимяки. Но, наверное, самым классическим является Оунинпохья. Обычно его оставляли на последний день, однако в этом году решили устроить двойное прохождение в субботу. Марафонский сорокакилометровый доп Мокси—Лейусту очень долгое время идет вдоль шоссе, и к нему можно подобраться в самых разнообразных местах. Остальные спецучастки тоже прекрасны, но эти три можно смело отнести к категории «must see».

Как правило, подъезды к спецучасткам и парковкам обозначены на шоссе временными табличками с номерами СУ, расстоянием до допа и временем проведения СУ. Поскольку по нынешней раллийной моде спецучастки повторяются, то можно избрать тактику нахождения на одном месте. Оно, конечно, cпокойнее — но увидите вы меньше, да и ждать иногда придется достаточно долго.

Торжественный финиш и награждение на финишном подиуме — увы, не лучшее зрелище на этой гонке. Во-первых, тесно, во-вторых, смотреть особенно не на что. Если года три назад награждение было целой церемонией, с салютом, музыкой, демонстрацией на огромном экране фрагментов выступления призеров, банкетом (на который можно было купить билеты и потусоваться среди великих), то теперь все стало намного проще. Вручение призов, короткие интервью — и все. В принципе, между просмотром спецучастка и возвращением в город на финиш интереснее выбрать первое.

А вот заглянуть в сервис-парк хотя бы разок имеет смысл. Причем выбрать именно то время, когда приезжают заводские экипажи (время прохождения сервис-парков теперь указывается в расписании). Уровень мировых ралли неуклонно растет, но, в общем, этот мир пока демократичен — в отличие от Формулы-1, подойти к расположению команд можно почти вплотную. И увидеть вблизи и самих гонщиков, и то, как ловко работают бригады механиков. Да и машины — в спокойной обстановке, а не проносящиеся мимо на безумной скорости.

Ну вот, пожалуй, и все. Инструкция такого рода может быть бесконечно длинной, но многое вам придется понять и самим. И главное — каким может быть настоящее ралли! Захочется ли вам вернуться сюда снова? Большинство из тех, кто ездил хоть раз, — возвращается, вновь и вновь присоединяясь к более чем полумиллиону болельщиков, ежегодно стремящихся увидеть Neste Rally вживую!

(Австопорт №7’2003)

Печатные варианты этой и других статей вы можете приобрести, воспользовавшись альтернативной подпиской. Смотрите на нашем сайте раздел «Подписка»: https://www.asport.ru/podpiska/index.htm
Журнал можно так же приобрести в редакции — по адресу: Ленинский проспект. д37а

Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки
Copyright © 2000-2024, Журнал «Автоспорт».
Использование материалов - только с разрешения редакции.