Логотип газеты Автоспорт
Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки

Две жизни Бернда Шнайдера.

Меньше всего Бернд Шнайдер любит, когда его сравнивают с Михаэлем Шумахером. А сравнивают их нередко. Оба — немцы. Оба принадлежат к одному поколению гонщиков. Наконец, оба — невероятно одаренные пилоты. Однако, в отличие от Шумахера, Бернду в определенный момент не повезло. Его карьера в Формуле-1 не сложилась. Успех пришел к нему позже — в кузовных гонках, где на данный момент многие считают его лучшим гонщиком на планете.

Жизнь первая: не в том месте, не в тот час…

В середине восьмидесятых гоночная Германия остро нуждалась в национальном герое. Со времен Вольфганга фон Трипса, трагически погибшего на итальянском Гран При 1961 года, ни один немец не добивался сколь-нибудь серьезных успехов в Формуле-1. Казалось, все изменит Штефан Беллоф, однако одаренный пилот так и не смог до конца раскрыть свой талант, разбившись в 1985 году на гонке спортпрототипов в Бельгии…

Новой надеждой Германии нарекли Бернда Шнайдера. Карьера уроженца Ингберта и правда стремительно шла в гору. К 24 годам на его счету было уже несколько чемпионских титулов в немецком и мировом чемпионатах по картингу, а также впечатляющая победная серия в немецкой Формуле-3, где в 1987 году он выиграл шесть гонок из семи. Впереди был только один путь — в Формулу-1…

Бернду — редкий для того времени случай — удалось пробиться в Королеву автоспорта, минуя «промежуточную» Формулу-3000. Спустя годы он и сам понял, что тогда совершил ошибку. Стоило не спешить и подождать предложения от сильной команды. Но кто мог предполагать, что подпись под контрактом со слабенькой немецкой «конюшней» Zakspeed станет приговором для Шнайдера?

Два следующих года стали для немца сплошным кошмаром. Оснащенная маломощным мотором Zakspeed машинка Шнайдера никак не могла соперничать с турбомонстрами других команд. Первый свой Гран При Бернд закончил уже в предквалификации, где показал последний результат, проиграв три секунды ближайшему сопернику.

Немец прогрессировал — на третьем этапе для попадания на старт ему не хватило лишь одной десятой секунды, на четвертом он уже пробился на решетку, а в Германии, на девятой гонке сезона, в первый раз финишировал. Двенадцатым, с отставанием на круг.

В 1988 году из 16 этапов Шнайдер сумел пройти через квалификационное сито в шести. Годом позже ему удалось это сделать лишь дважды, ни разу при этом не добравшись до финиша…

«Это было чудовищно, — признается Шнайдер. — Я оказался не в том месте и не в тот час. Zakspeed похоронил все мои амбиции. После этого сложно было надеяться на приглашение от более сильной команды».

Приглашение, однако, поступило — владелец Arrows Джекки Оливер искал на две гонки (Гран При США и Испании) замену своему пилоту Алексу Каффи. Шнайдер согласился, но и эта попытка закрепиться в Формуле-1 не принесла ничего, кроме разочарования. В Финиксе он финишировал двенадцатым, повторив свой лучший результат в карьере, а в Хересе снова споткнулся о квалификационный барьер.

«Это был очень тяжелый момент, — говорит Шнайдер. — Но он не был концом всего. Сейчас, когда я оглядываюсь назад, то понимаю, что моя карьера удалась. Во всяком случае, сложилась гораздо лучше, чем у иных пилотов Формулы-1, у которых при огромном количестве стартов нет ни одной победы».

Следующие после Формулы-1 два года Бернд провел в гонках спортпрототипов, отметился двумя титулами в Интерсерии, а в 1991-м вместе с Zakspeed он дебютировал в DTM.

Жизнь вторая: возрождение из пепла…

И все же Шнайдеру понадобилось расстаться с несчастливой немецкой командой, чтобы его дела вновь стали налаживаться. Первый успех в немецком кузовном чемпионате пришел к нему в следующем сезоне, когда он был приглашен в AMG — фактически, заводскую команду Mercedes. Первый же год сотрудничества принес третье место в чемпионате.

«Впервые у меня была конкурентоспособная машина, способная выигрывать гонки, — говорит Бернд. — Безусловно, это помогло мне реабилитироваться как гонщику».

Однако о титуле Шнайдер пока не мог и мечтать: в AMG был свой лидер — легендарный Клаус Людвиг. Основное внимание команды уделялось «Королю Клаусу», а Шнайдеру отводилась роль второй скрипки. Так продолжалось до 1995 года.

«Когда в 95-м Людвиг переметнулся в Opel, — вспоминает Шнайдер, — я впервые стал лидером команды. С одной стороны, это было здорово, но с другой… Такого прессинга я не испытывал никогда, даже в Формуле-1».

Сказать, что Бернд выдержал давление, значит не сказать ничего. В 1995 году проводились две серии для команд DTM (первая — собственно DTM, вторая — международный чемпионат ITC), и обе он с блеском выиграл!

Год спустя серия ITC (International Touring Cars) поглотила DTM, а Шнайдер уступил титул пилоту Opel Мануэлю Ройтеру, несмотря на то, что отличался невиданной стабильностью — из 16 гонок в двенадцати он финишировал на подиуме…

Это поражение, впрочем, нисколько не повлияло на отношения немца с AMG. Талант Шнайдера, при должной материально-технической поддержке, продолжал раскрываться. Команда не могла не заметить этого, и он, фактически, стал фирменным гонщиком AMG.

После сезона-1996 серия ITC прекратила свое существование, и Шнайдер вместе с AMG сконцентрировал усилия на чемпионате мира FIA GT. Первый же сезон в Гран Туризмо принес чемпионский, а 1998 год — вице-чемпионский титулы. Правда, одна из основных целей Мерседеса в гонках спортпрототипов — победа в 24 часах Ле-Мана — так и не была достигнута. В 1999 году команда сняла с гонки лидировавший автомобиль Шнайдера после того, как второй Mercedes под управлением Питера Дамбрека потерпел страшную аварию на одной из длинных прямых кольца в Сартэ.

Три года назад чемпионат DTM был воссоздан, и в жизни Шнайдера начался самый успешный этап. Оба прошедших сезона завершились для немца золотыми медалями, и по количеству чемпионских титулов он наконец-то сравнялся со своим давним соперником — Людвигом.

«Новый DTM — лучшие гонки, в которых я когда-либо принимал участие», — говорит сам Шнайдер. По его собственному признанию, еще полтора года назад он был близок к заключению контракта с одной из команд Всемирной Серии CART. Однако возвращения немца в Большие Гонки Формул не произошло.

«Я на 95 процентов был уверен в своем дебюте в CART, — говорит Бернд, — и когда он сорвался, я понял: не надо ничего менять. Я сделал правильно, прервав в какой-то момент переговоры, и окончательно убедился в этом после смерти Грега Мура».

«Если бы мне предложили начать жизнь сначала, — продолжает он, — то… Я бы, наверное, не согласился. Разговоры о том, что я мог бы достичь славы Шумахера, не вызывают во мне никакого отклика. Я здраво оцениваю теперешнее положение вещей и понимаю — в своем спорте я лучший!»

Иван КОВАЛЕНКО
(Автоспорт №5’2002)

Печатные варианты этой и других статей вы можете приобрести, воспользовавшись альтернативной подпиской. Смотрите на нашем сайте раздел «Подписка»: https://www.asport.ru/podpiska/index.htm

Формула-1 США GT/ALMS Кузовные гонки
Тесты
Конференция Авторевю
Главная Россия WRC/Ралли Тюнинг Статьи Разное Вторые Руки
Copyright © 2000-2024, Журнал «Автоспорт».
Использование материалов - только с разрешения редакции.